Школа актерского мастерства и ораторского искусства +7 (495) 185-59-26

Музыкальный режиссер

Музыкальный режиссерКурс музыкального режиссера не включен ни в один курс актерского мастерства, ни в курс ораторского искусства, и только отчасти затрагивается на курсах журналистов. Эта профессия исключительно для тех, кого объединяет любовь и к музыке и к кино одновременно горячо. 


Многие музыкальные режиссеры сегодня очень любят использовать в своих картинах классическую музыку, особенно — восемнадцатого века. И в этом нет ничего плохого, если выбор сделан удачно.

То есть если классическое произведение использовано не иллюстративно, а приобрело свойство киномузыки. Здесь важен художественный контекст, в котором звучит классическое произведение, важна образная система произведения. Без учета этого фактора эффект может быть совсем не таким, на какой рассчитывал режиссер.

Да, эффект бывает даже комическим. Музыка в фильме, оригинальная или чужая, кровно связана с образным строем кинопроизведения, является частью его поэтики. Что же касается собственно музыкальных фильмов разных жанров — то тут имеется в виду не только мюзикл — то в них музыка, естественно, становится и основным содержанием действия, и его драматургическим стержнем. Эти жанры открывают перед композиторами большие возможности. Надо только их знать и от каждого брать свое.

Не перегружать «легкие» жанры и не облегчать «серьезные»? Если вы возьмете эти определения в кавычки, то, пожалуй, сказано верно: ведь непроходимой границы между «легкими» и «серьезными» жанрами ни в одном искусстве нет. Вернемся к кинопесне. В ее создании роль поэта, автора текста, немаловажна! Поэт, пишущий песню для фильма, должен быть в той же мере кинематографистом, как и кинокомпозитор.

Именно такими были поэты — Михаил Светлов, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский. Они хорошо чувствовали особую природу кинопесни и писали не просто тексты, которые будут положены на музыку для исполнения в картине, а, по сути, вносили свой вклад в сценарий, в его драматургию (Виктор Гусев и Александр Гладков — исключения, поскольку они были и авторами сценариев), в образную систему будущего фильма. Их опыт не потерял своего значения для киноискусства и по сей день.

Музыкальный режиссерМузыкальный режиссер

Музыкальному режиссеру не всегда удается найти общий язык с авторами музыки и текстов — но, если соглашение достигнуто, оно прочно. Режиссер, приглашая данного композитора, примерно знает, на что может рассчитывать. Остальное решается в конкретной работе. Композитор способен дать тем больше, чем глубже он войдет в замысел режиссера и чем интересней, оригинальней будет его собственный замысел — то, что можно назвать композиторским образом и что войдет в музыкальное решение произведения.

Рассмотрим конкретных музыкальных режиссеров, имена которых стали известны благодаря их работе:

Актерское мастерство для начинающих в МосквеПырьев не получил музыкального образования и особой подготовки, зато он, человек богато и разнообразно одаренный, обладал большой интуицией в области киномузыки. Он всегда точно знал, где и какая музыка ему нужна.

akterskoeРязанов — талантливейший режиссер, хорошо знающий и понимающий музыку. Работать с ним для авторов текстов и музыки было приятно и интересно, поскольку он режиссер изобретательный, с большой яркой фантазией.

Музыкальный режиссерМузыкальный режиссер

Вот один пример. Еще до фильма «Гусарская баллада» ему написали музыку к пьесе А. Гладкова «Давным-давно», спектакль шел в Театре Советской Армии. Там была песенка Лепелетье. Под нее французы обогреваются, разжигая огонь в камине.

«Жил-был Анри Четвертый»? Вот-вот. А в сценарии не было этого эпизода, стало быть, не могла звучать и песня. Рязанову она нравилась, и он все искал, как использовать ее в фильме, — конечно, не в качестве вставного номера. И нашел решение — и довольно блестящее. На этой песне он дал изображение войны 1812 года.

Вначале бравурное звучание песни служит фоном наступления французской армии, в середине картины в музыке возникает образ бегства, поражения, краха. Вот так использовал режиссер песню, переосмыслив ее и включив в художественную ткань картины. Песня дала толчок его фантазии, родилась идея показать наступление, а затем отступление вражеской армии, а конкретный изобразительный материал потребовал и определенного музыкального решения.


Студия актерского мастерства Дом Актеров приглашает вас на групповые и индивидуальные занятия с опытным педагогом на курсы музыкального режиссера.